Как установить поребрик

Однако, наблюдая за работой дорожных рабочих, многие люди, незнакомые с этой технологией, считают, что установка бордюрного камня — дело тяжелое и хлопотное. Это мнение весьма ошибочно, поскольку выполнить такую работу самостоятельно не так уж и сложно.

Важно! Понятие самостоятельной установки бордюра подразумевает выполнение работы с одним или двумя помощниками, что связано с приличным весом рабочего материала.

Виды бортового камня

Разнообразие этого типа дорожно-строительного материала, предлагаемого сегодня на рынке, очень велико. При желании, вы сможете найти бортовые или бордюрные камни самой различной формы, поперечного сечения, размера и цвета, изготовленные из бетона, натурального или искусственного камня, из керамических материалов или из композитных смесей с добавлением пластических масс.

Промышленные производители бордюров разделяют их на два вида: тротуарный поребрик и дорожный бордюрный камень.

Они различаются, прежде всего, своими размерами.

Дорожный камень, как правило, большей длины, массы и площади поперечного сечения, чем тротуарный бордюр. Кроме этого, при изготовлении таких материалов используют стальную арматуру, которая придает им повышенную прочность и долговечность.

Преимущество же тротуарных изделий заключается в большом разнообразии применяемых материалов, цветовых оттенков, форм, размеров. Кроме того, они более подходят для тех случаев, когда выполняется установка бордюров своими руками, а не путем привлечения строительной бригады. Их наиболее часто используют при обрамлении тротуарных дорожек, площадок во дворах частных домов, оформлении клумб и других садовых насаждений.

Обратите внимание: специалисты признают возможность самостоятельного изготовления бордюрных камней, но качество таких изделий значительно уступает заводскому, а объем работ увеличивается в 2-3 раза, а то и больше.

Что нужно подготовить до начала выполнения работ?

Для того, чтобы укладка бордюра своими руками была выполнена качественно, вам необходимо иметь следующий инструмент:

  • совковая и штыковая лопата — для земляных работ, укладки щебеночного основания и замешивания цементной смеси;
  • мастерок каменщика — для разравнивания цементной смеси и заделки швов;
  • бадья для замешивания раствора или бетономешалка;
  • шнур для разметки, длина которого зависит от длины обрамляемой дорожки;
  • строительный уровень длиной 1,5-2,0 м;
  • резиновый молоток — для того, чтобы уложить бордюрный камень;
  • металлический молоток 500 г и кувалда 3,0-5,0 кг;
  • угловая шлифмашина (болгарка) с алмазным кругом по камню.

Необходимые инструменты, которые нужно подготовить перед началом установки.

Из материалов вам нужно будет приобрести:

  • бордюрный камень;
  • песок (лучше всего речной);
  • щебень средней или мелкой фракции;
  • цемент марки 400 или 500.

Порядок выполнения работ

При установке бордюрного камня применяют один из трех вариантов технологии его укладки: устройство на щебеночное основание, песчано-цементную основу или на бетонную подушку. Способ, который вы решите выбрать, зависит только от вашего желания и требований к долговечности конструкции.

Каждая из этих методик включает в себя следующие этапы работ:

  • подготовительные, состоящие из разметки будущей линии прокладки бордюра и определения глубины его заложения;
  • земляные, в которые входят работы по выравниванию верхнего слоя грунта на площади дорожки и устройству траншей для установки бордюрного камня;
  • устройство основания — в зависимости от выбранного способа установки бордюра;
  • укладка бордюрного камня;
  • закрепление бордюров в траншеях и заделка щелей между ними.

Разметка бордюрной линии осуществляется при помощи шнура, натянутого между забитыми в землю колышками. По результатам разметки вопрос выравнивания поверхности практически снимается.

Глубина траншеи зависит от того способа, которым вы решили устанавливать камни, их размеров и требуемой высоты над уровнем дорожки. Для тротуарных бордюров она, чаще всего, равняется высоте материала плюс 15-20 см.

Разметка колышками.

В случае с дорожным обрамлением — это просто высота камня. На въездах и входах во дворы бордюр нужно класть на большую глубину, которая увеличивается в первом случае на 5-10 см, а во втором — на 10-20 см. Ширина траншеи для установки стандартного тротуарного бордюра равна его ширине с добавлением 5-7 см. Дорожный материал требует ширины в 30-40 см.

Основание под установку камня

Для устройства щебеночного основания, на дно траншеи насыпают 3-5 см песка, который проливают водой и трамбуют. Далее, на этот слой песка ровным слоем насыпается щебень мелкой фракции.

Его также трамбуют, а затем уже на эту основу устанавливают бордюрные камни. Такая технология подготовки основания является самой простой и недорогой. Однако применять ее рекомендуется только для тротуарных дорожек и ограждения садовых насаждений.

Устройство цементно-песчаной основы предусматривает замешивание раствора из песка, цемента и воды, который нужно укладывать на дно траншеи единым слоем, который затем выравнивается и утрамбовывается.

Самой дорогой, но и самой прочной, трехслойной технологией подготовки основания для установки бордюра, считается устройство бетонной подушки.

В процессе её обустройства, перед тем, как уложить бетон, на дно траншеи насыпается выравнивающий слой песка, который проливают водой и трамбуют. После этого песок засыпают слоем щебня мелкой фракции. Этот щебень поливается водой и на него стелят слой готовой бетонной смеси. Каждый бордюр в этом случае устанавливается прямо на незастывший бетон.

Установка камней на подготовленное основание

Во всех трех способах бордюрный камень нужно ставить по шнуру, который натягивают на колышки в верхних и нижних точках в зависимости от уклона продольного профиля дорожки непосредственно перед тем, как установить бордюр. При этом первый камень ставят на край траншеи, вдоль нее.

Необходимо обязательно проверять правильность установки не только по натянутому шнуру, но и строительным уровнем во всех направлениях возможного уклона.

Шнур — это инструмент для простой предварительной установки камня, позволяющий сразу увидеть, как правильно и ровно установить бордюры. Посадка и выравнивание ограждающего материала осуществляется резиновой или деревянной киянкой.

Внимание! При использовании металлических молотков, в месте удара необходимо подкладывать деревянную прокладку, так как установленный бордюрный камень — долговечный, но хрупкий материал и от сильного удара он может расколоться.

Необходимую подрезку камня выполняют при помощи угловой шлифмашины (болгарки) с алмазным кругом по дереву. Не используйте для монтажа тротуарных бордюров вибрационный и пневматический инструмент.

После того, как вы закончили ставить все бордюрные камни, они фиксируются заливаемой с обеих сторон цементным раствором или бетонной смесью с использованием щебня мелкой фракции.

В заключение

Как видно из содержания статьи, установка тротуарных и дорожных бордюров своими руками технически не сложный, но физически достаточно затруднительный процесс, который, тем не менее, позволит вам значительно украсить свой двор или сад.

Выполнить его своими силами можно, но только с одним или двумя помощниками. Если с физически крепкими подсобниками у вас проблемы, то обязательно подумайте, стоит ли установка бортового камня самостоятельно таких мучений.

Установка бордюров своими руками

При устройстве клумб и дорожек, оформления двора или придомовой территории, часто требуется установить разделители. Чаще всего для этого используют бордюры (называются еще поребрики). Причем установка бордюра не настолько сложная чтобы обязательно приглашать бригаду. Вполне можно справиться своими руками. Во всяком случае, с помощниками.

Назначение и виды бордюрных камей

Бордюры используются для отделения площадок с разным покрытием и/или разной нагрузкой. Они могут отделять дорожки от газонов, клумб, сада или огорода, служить границей пешеходной и проезжей части и т.д.

Бордюр отделяет дороги и дорожки от газонов и площадей

Они выполняют сразу несколько функций:

  • служат для визуального оформления дорожек;
  • перераспределяют нагрузку;
  • защищают дорожки от вымывания и разрушения.

Если вы хотите, чтобы дорожки служили долго, по краю нужно установить бордюр. Он удерживает все материалы, не давая разрушаться или менять форму.

Разные цвета, размеры и сечения

Бордюры или бордюрные камни есть различных размеров, делают их из разных материалов, применяют разные технологии. Самый распространенный вид — бетонные бордюры, но есть еще пластиковые, вибропресованные.

Виды бетонных поребриков и бордюров

Бетонные бордюрные камни самые распространенные, есть они разных размеров. Делят их на две категории:

  • Дорожный камень. Более широкий и высокий, часто с арматурой внутри (один-два стальных прута диаметром 12-14 мм). Используется для отделения проезжей и пешеходной части.
  • Бордюрный камень (называют еще поребрик, садовый или тротуарный бордюр). Меньшего размера и веса, без армирования. Обычно отделяют пешеходные дорожки от газонов. Может выдерживать кратковременные наезды легкового автомобиля. При более серьезных и постоянных нагрузках их ставить нежелательно, так как они разрушаются.

Типы бордюрных камней для отделения дорожек

Остальные типы бордюрных камней для отгораживания проезжей части не применяются, так как имеют недостаточный уровень прочности.

Дороги не всегда прямые — есть изгибы. Резкие повороты под углом сделать просто — поставить под нужным углом, а место соединения зафиксировать бетонным раствором. Для плавных поворотов есть радиусные фрагменты с разными радиусами закругления. Их можно использовать для создания ограждения для круглых, овальных клумб.

Размеры

Бордюрные блоки обычно выпускаются длиной 1000 мм, те, которые предназначены для отделения пешеходных дорожек от плодородного грунта — длиной 850 мм. Еще встречаются элементы длиной 500 и 400 мм. Обычно это поребрики для дорожек из тротуарной плитки. Они выпускаются не только по технологии литого бетона, но и по технологии вибропрессования, по которой изготавливается сама тротуарная плитка.

Размеры бывают разными

По высоте бордюрный камень может быть:

  • 300 мм — для отделения тротуара от проезжей части;
  • 200 мм, 180 и 150 мм — для дорожек.

По ширине 200, 180 мм (дорожный камень), 150, 100, 80 мм (бордюрный камень).

Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон

На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:

  • При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
  • По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).

    Установка бордюра: схема

  • Дно готово траншеи выравнивают и утрамбовывают (при использовании виброплиты ширина траншеи делается по ширине плиты).
  • Укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/м². Этот слой нужен для того, чтобы песок и щебень не перемешивались с грунтом. Он увеличивает продолжительность эксплуатации бордюра, снижает вероятность сдвигов при весеннем пучении.
  • Насыпается слой крупнозернистого песка или щебня крупной или средней фракции (20-40 мм). Минимальный слой — 10 см, оптимальный — 15 см. Щебень трамбуется.
  • Из песка (3-4 части) и цемента (1 часть) замешивается густой раствор (воды очень мало, только чтобы можно было размешать). Он укладывается толщиной 5-7 см (лучше 7 см) на щебень.

    Проведение работ по установке бордюров и поребриков

  • На бетон укладывается бордюрный камень, выравнивается по уровню (в горизонт или с уклоном — зависит от геологии участка).
  • Вокруг установленного и выставленного в нужном положении фрагмента укладывается замок из пескоцементной смеси толщиной 5-7 см и высотой около 10 см.
  • После схватывания бетона оставшееся свободное пространство между установленным поребриком и краем траншеи засыпается песком или щебнем, трамбуют, сверху присыпают грунтом.

При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.

Как поставить на песок

Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

Схема установки бордюра с водосточным желобом

Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

Участок

19 votes + Голос за! — Голос против!

Дизайн приусадебного участка в загородном доме невозможно представить без красиво оформленных дорожек. Садовые дорожки не только выполняют функциональную роль, визуально разграничивая зоны (лужайки для игр, цветочные клумбы, декоративные насаждения и т. д.), но и сами служат элементом декора. Для увеличения срока службы покрытия и для акцентирования дорожек используют бордюры, которые могут быть представлены из различных материалов. Вид бордюра определяется общим дизайном сада и формой дорожек. Некоторые бордюры могут значительно выдаваться вверх, а другие едва заметны. В любом случае их присутствие обязательно. В статье речь пойдет о бордюрах для садовых дорожек.

Виды и особенности бордюров для дорожек

Для оформления садовых дорожек используют следующие бордюры: пластиковые, металлические, бетонные и кирпичные, деревянные, плетеные, из камня, из живых растений. Каждый вид имеет свои особенности и сложности в применении. Чтобы остановить выбор на конкретном материале, необходимо ориентироваться на стиль дорожек (натуральный камень, тротуарная плитка, цементное покрытие, щебенка, деревянный настил) и предполагаемую технику укладки.

  • Пластиковые бордюры самые универсальные, хорошо гармонируют с разными стилями. Большой выбор цветового оформления позволяет создать оригинальный дизайн. Они незаменимы при окаймлении изогнутых дорожек с гибкими плавными линиями. Преимущества пластика состоят в высокой долговечности и устойчивости к коррозии, а также в сравнительно доступной стоимости материала. Для самостоятельного монтажа пластиковые бордюры подходят лучше всего, так как весьма просты в укладке.
  • Металлические бордюры изготавливают из нержавеющей стали или, как более дорогостоящий вариант, из меди и алюминия. Подходят для оформления ровных дорожек с прямыми поворотами. Хорошо сочетаются с дорожками их щебня.
  • Бетонные бордюры хорошо смотрятся только с прямыми дорожками. При монтаже они требуют определенных навыков, да и сам процесс займет несколько больше времени, чем в остальных случаях.
  • Бордюры из кирпича достаточно распространены и просты в укладке. Применяют как горизонтальное расположение облицовочного кирпича, так и укладку с наклоном (в виде зубцов). Этот вид окаймления трудно назвать практичным и долговечным. В районах с обильными и частыми осадками кирпич достаточно быстро разрушается и крошится. Тем не менее, данный материал идеально сочетается с брусчаткой и особенно выигрышно смотрится в дизайне, выполненном в английском стиле.

Бордюр фото

  • Деревянные бордюры считаются наименее долговечными. Они требуют ежегодного ухода, который состоит в грунтовке и покраске. Не следует использовать в этих целях необработанные доски или старые рейки. Такая экономия быстро напомнит о себе. Средний срок службы деревянных бордюров не превышает 10 лет. Однако это самый дешевый и простой вариант оформления. Такие бордюры используют, как правило, в деревенском стиле или при желании создать подчеркнуто простой дизайн.
  • Плетеные бордюры изготавливаются из ивовых веток и выполняют скорее декоративную функцию. Они не смогут стать препятствием для газонной травы или задерживать поток дождевой воды. Такое романтичное оформление больше подойдет для цветочных клумб или простых садовых тропинок.
  • Натуральный камень является лидером в дизайне. Это одновременно и практичный, и декоративный материал. Только его цена может оттолкнуть многих ценителей природной естественности. Для изготовления бордюров используют ракушечник (более дешевый), песчаник, гранит и мрамор. Альтернативой могут стать различные искусственные имитации под природный камень.

  • Живые изгороди всегда останутся фаворитами в ландшафтном дизайне. Существует список специальных бордюрных цветущих или декоративных растений. К ним относятся многолетние низкорослые и красивоцветущие бадан, колокольчик, канна, примула, гайлардия, морозник, хоста, книфофия и многие другие. Создавать живые бордюры достаточно интересно. Важно учитывать цветовой контраст и архитектонику растений.

Монтаж пластиковых бордюров для дорожек

  • Укладка пластиковых бордюров не требует значительных подготовительных работ, связанных с рытьем траншеи, бетонированием основания или расстилом нетканого материала.
  • Начинают с определения контуров дорожки и желаемой высоты бордюра. Изготовители предусматривают с внешней стороны элемента отверстие для крепежных колышков или якорей. Такое крепление надежно фиксирует бордюр и не требует специальных приспособлений, кроме молотка для вбивания металлических кольев.

  • Пластик легко стыкуется и гнется, повторяя самые виртуозные изгибы. Когда бордюры закреплены укладывают дорожки. Если используется гравий, тротуарная плитка или камень, можно полностью скрыть бордюр для создания контрастной линии с зеленью и цветами. При этом конструкция будет надежно выполнять свои функции по защите покрытия.

Монтаж бетонных бордюров

  • Бетонные бордюры предназначены к высокой нагрузке, поэтому и их установка подразумевает прочную фиксацию.
  • Сначала вдоль контура дорожки выкапывают траншею (ее глубина будет зависеть от уровня заглубления бетонных камней). Далее, траншеи заливают раствором (одна часть цемента и 3 части песка), выравнивают по уровню и погружают в него камни плотно к краю дорожки. Раствор не должен быть слишком жидким, так как камень будет плыть, и закрепить его будет невозможно.

  • После установки нескольких камней потребуется вернуться к первому и приступить к фиксации дополнительным слоем цемента в нескольких точках. В идеале бордюр должен выступать на 5 см. После застывания раствора траншею с внешней стороны засыпают землей или песком. Такая конструкция прослужит долго, сохранив изначальный вид.
  • Для бордюра можно использовать самостоятельно изготовленные камни, но лучше приобрести готовые элементы с гарантией соответствия качеству от производителя.

Укладка бордюров из натурального камня

  • Для данного вида бордюра не требуется траншеи, однако понадобится снять тонкий слой грунта для укладки нетканого материала.
  • Непосредственно на «подстилку» плотно укладываются крупные камни. Большие щели между ними заполняют более мелкими камушками. В завершение все пустоты засыпают сухим цементом.

  • На первый взгляд, такая работа кажется простой и незамысловатой. Тем не менее она требует определенных навыков и терпения.

Общие правила при установке бордюров

  • Чтобы дорожка надолго сохранила свою форму и эстетичный вид, нужно не допустить грубых ошибок при монтаже бордюров. Так с чего начинают работу, и какие этапы можно выделить?
  • При разметке контуров дорожки вбивают колья, по которым натягивают строительный шнур, он будет указывать верхнюю границу элемента бордюра. Устанавливая каждый последующий элемент бордюра, следует проверять его правильное положение по уровню.
  • Нежелательно забивать щели в конструкциях цементом, так как это может привести к расширению и нарушению целостности бордюра под действием воды и мороза. Безопаснее если вода не будет задерживаться в мелких промежутках.

Оригинальные бордюры своими руками

  • Для самостоятельного литья элементов бетонного бордюра приобретаются специальные полимерные формы. Длина садовых форм не превышает 50 см, что очень удобно при последующем монтаже. На рынке реализуют садовые формы самых разных конфигураций и размеров. Они подходят для многоразового использования, если для их мытья использовался 3% раствор соляной кислоты. Механическая очистка от остатков бетона в случае прилипания не допускается.

  • Приобретая формы для литья, можно значительно сэкономить на обустройстве приусадебного участка, так как готовые элементы бордюра стоят значительно дороже. Однако самостоятельное изготовление займет немало времени и потребует знаний правильного приготовления раствора.
  • Для бетонной смеси используют цемент высокой марки (лучше 500), при этом на одну часть цемента берут четыре части песка. Вода добавляется до консистенции деревенской сметаны. Для равномерного и быстрого перемешивания лучше пользоваться бетономешалкой. Если требуется получить окрашенный бордюр, можно добавить в раствор специальный краситель. В результате получится по-настоящему оригинальное оформление.
  • При заливке раствора в формы необходимо следить за удалением пузырьков воздуха, которые снижают прочность изделия. Площадка для литья должна быть идеально ровной (проверяется уровнем) и свободной от посторонних предметов. Через несколько часов раствор застынет и можно аккуратно освобождать формы для новой партии. Через сутки после дополнительной просушки бордюры готовы к укладке.

  • Четкие контуры дорожек должны сочетаться с оформлением клумб и игровых зон. Формы для заливки позволяют придумать разные цветовые решения, разграничив зоны и сохранив при этом стиль.
  • Дизайн и укладка бордюров нуждается в творческом подходе. Даже недорогой материал и простое оформление может выглядеть очень привлекательно, если все подобрано и выполнено со вкусом. Если позволяет время, все работы можно выполнить самостоятельно. Нанимая специалистов, хозяин загородного дома расширяет варианты укладки и полет своих фантазий, но это потребует и дополнительных денежных средств.

Вариантов для окаймления садовых дорожек множество, достаточно проявить немного творчества для создания уникального гармоничного дизайна сказочного сада. Ухоженные чистые дорожки без земли из участка будут радовать как хозяина, так и любого, решившего по ним пройтись.

Назначение бордюра очевидно: предотвратить разрушение дорожки, не допустить попадания материалов покрытия в грядки и на газон, обеспечить аккуратный вид тропинки в соответствии с окружающим ландшафтом. В отличие от некоторых других вариантов покрытие из плитки и брусчатки обязательно имеет ограждение, без которого оно просто развалится.

Виды ограждений для тротуаров

Наиболее часто для дорожек из тротуарной плитки применяют бордюрный камень (поребрик) в виде параллелепипеда со срезанным углом. Однако встречаются образцы с отделкой, а также ограждения в виде цилиндров. Для колеровки используются те же красный и желтый цвета, что и для брусчатки.

При самостоятельной установке ограждения для дорожки лучше не использовать бордюр длиною более 60см, так как камень большого веса монтировать трудно. Для экономии бордюрный камень возможно отлить из бетона своими руками, в соответствии с мастер-классом в отдельной статье.

Также существует пластиковый и металлический бордюр, которые после установки практически незаметны. Ограждение такого вида не предназначено для больших нагрузок и используется для разграничения поверхностей, когда плоскость дорожки совпадает с уровнем газона, грунта или другого покрытия.

Способы укладки бордюров для брусчатки

Чаще всего верхний уровень бордюрного камня совпадает с плоскостью дорожки. В тех случаях, когда на покрытие может попадать грунт, что случается во время дождя, бордюр устанавливают выше покрытия.

Таким образом, существуют два варианта монтажа бордюрного камня. Обратите внимание на правильное расположение закругленного угла поребрика.

Правила монтажа бордюрного камня

На практике установка бордюра для дорожки из тротуарной плитки может оказаться проще, чем кажется. При выполнении работ потребуется инструмент в соответствии с перечнем.

До начала укладки бордюрного камня следует определиться с параметрами будущего покрытия. Для защиты от дождя рекомендуется сформировать полотно дорожки выше уровня земли на 2-4см.

С этой же целью следует обеспечить уклон покрытия 2-4 градуса. Возможно, продольный уклон уже обеспечен условиями ландшафта. В противном случае полезно расположить бордюр по обеим сторонам дорожки с разницей по высоте 1-2см.

Поребрик для покрытия из тротуарной плитки необходимо установить на определенном и точном расстоянии, чтобы обеспечить размещение брусчатки без подрезки. Расчет ведется с учетом зазора между элементами покрытия 2-4мм.

При отсутствии опыта лучше скопировать необходимый размер с готовой дорожки. Лоток для отведения воды имеет наклон боковых поверхностей, так что при его использовании следует брать в расчет наибольшую ширину элемента.

Теперь можно приступить к укладке бордюра своими руками в соответствии со следующим планом:

  1. Дорожку размечают с помощью обноски из шпагата и колышков.
  2. Копают канавку с учетом размеров поребрика и уровнем поверхности дорожки. Суммарная высота песка и раствора под бордюром составит порядка 7-9см. Если бордюрный камень имеет высоту 20см, а дорожку планируют выше грунта на 3см, глубина канавки составит 25см. При этом имеется в виду размещение бордюра заподлицо с поверхностью покрытия. Траншею ровняют и трамбуют.
  3. В канавку засыпают слой песка 6-8см. Последний выравнивают, увлажняют и трамбуют.
  4. Натягивают шпагат для контроля размещения бордюра по уровню и направлению.
  5. Готовят раствор из цемента и песка в соотношении 1:3. Последний должен быть достаточно густым и не растекаться при укладке.
  6. Раствор укладывают на место размещения поребрика.
  7. Бордюр аккуратно кладут в канавку и ровняют в соответствии со шпагатом, нанося удары резиновой киянкой.
  8. По обеим сторонам поребрика мастерком укладывают раствор так, чтобы полностью закрыть подошву бордюра. Операция обеспечит достаточную надежность ограждения для дорожки.
  9. Там, где бордюрный камень уже выставлен, траншею можно осторожно засыпать землей, не касаясь поребрика. В таких условиях созревание бетона пройдет быстрее.
  10. Выставленное ограждение для дорожки нельзя использовать до окончательного застывания цемента в течение 10-20 суток.
  11. Когда бетон созреет полностью, можно укладывать брусчатку. Грунт с наружной стороны бордюра трамбуют, подсыпают и выравнивают после завершения монтажа плитки.

Во время монтажа бордюрного камня часто возникает необходимость подрезки, которую выполняют болгаркой с алмазным кругом.

Обязательно наденьте защитные очки! На пологих закруглениях дорожки установка бордюра может проводиться без подрезки. На участках с высоким уровнем грунтовых вод необходимо предусмотреть дополнительный слой щебня высотой 10см, который закладывается под бордюром ниже песка. После изучения изложенной информации работа по монтажу бордюра своими руками уже не кажется сложной. Для разрешения оставшихся вопросов рекомендуем ознакомиться с видеороликом.

ТТК. Установка бетонных бортовых камней (бордюров)

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТАНОВКА БЕТОННЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.
Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
— типовые чертежи;
— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
— заводские инструкции и технические условия (ТУ);
— нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТТК — дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их высокого качества, а также:
— снижение себестоимости работ;
— сокращение продолжительности строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организации ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.
Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

— установка бетонных бортовых камней

— 100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.
2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

час.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:
— геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;
— подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;
— устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;
— устройство основания h=0,10 м из бетона;
— установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;
— дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;
— обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;
— заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.
2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.4. Электростанция Honda ET12000

Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.
2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
— СП 48.13330.2011. «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004»;
— СП 126.13330.2012. «Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84»;
— Пособие к СНиП 3.01.03-84. «Производство геодезических работ в строительстве»;
— СП 78.13330.2012. «Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85»;
— СНиП III-10-75. «Благоустройство территорий»;
— СНиП 2-07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
— ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ»;
— ГОСТ 28013-98. «Растворы строительные. Общие технические условия»;
— ГОСТ 7473-2010. «Смеси бетонные. Технические условия»;
— ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые»;
— СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. «Организация строительного производства. Общие положения»;
— СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. «Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ»;
— СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
— СНиП 12-04-2002. «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;
— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»;
— РОСАВТОДОР-2002. «Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них»;
— РД 11-02-2006. «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;
— РД 11-05-2007. «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;
— МДС 12-29.2006. «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты».

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.
3.2. До начала производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:
— разработать ППР на благоустройство территории и согласовать его Генеральным подрядчиком и техническим надзором Заказчика;
— решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства;
— назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;
— обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;
— укомплектовать бригаду дорожных рабочих, ознакомить их с проектом и технологией производства работ;
— провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
— подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;
— обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;
— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;
— оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;
— обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;
— доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь;
— установить, смонтировать и опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;
— составить акт готовности объекта к производству работ;
— получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ.
3.3. Общие положения
3.3.1. Бордюрный камень выполняет, как эстетическую, так и практическую функции. Он придает мощеному участку аккуратный и законченный вид. Его можно подобрать по цветовой гамме, соответствующей тротуарной плитке.
С точки зрения функциональности, бордюрный камень:
— помогает укрепить края мощеного участка, предотвращая обламывания плитки или асфальтобетонного покрытия, при проезде автомобиля или проходе пешехода по краю покрытия;
— не дает расходиться швам, при обильной влажности и сильных морозах.
3.3.2. Бордюрный камень устанавливают в местах перехода тротуара в проезжую часть, ограждает газон от садовых дорожек и т.д.
Бетонные бортовые камни БР 100.30.15 предназначены для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов.
3.3.3. Установка бортовых камней является началом работ при устройстве дорожной одежды внутриквартальных проездов и тротуаров. Установка бортовых камней должна производиться в соответствии с требованиями Рабочего проекта, РТК, ППР и другой технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
3.3.4. К установке бортовых камней следует приступать после проверки соответствия проекту положения в плане и высотных отметок основания. Основания должны быть не переувлажненными и не деформированными.

Рис.7. Схема благоустройства с установкой бортового камня

3.4. Подготовительные работы
3.4.1. До начала производства работ по установке бортовых камней должны быть выполнены предусмотренные ТК подготовительные работы, в т.ч.:
— принята от заказчика строительная площадка;
— проведен контрольный осмотр рабочей площадки на предмет проверки всех видимых источников риска, таких как: указатели скрытых средств (не копать, кабель), распределительные шкафы и крышки люков, газо- и водосчетчики, отсутствие наружных коммуникаций вблизи объектов, которые логически должны их использовать и т.д. и выполняет предусмотренные проектом охранные мероприятия;
— выполнена геодезическая разбивка мест установки бортовых камней;
— на объект завезены строительные материалы в необходимом объеме.
3.4.2. Строительная площадка передается лицу, осуществляющему строительство, представителем технического надзора Заказчика по Акту передачи земельного участка под строительную площадку, в соответствии с Приложением Б, СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011.
3.4.3. Геодезическую разбивку линии бортов можно производить от оси проезжей части, красных линий, существующей застройки и других постоянных сооружений. Вертикальные отметки линий бортов в профиле выносят с помощью нивелира от близлежащего репера.
Для переноса запроектированного и представленного на чертежах плана установки бортовых камней на местность, необходимо иметь, как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них, производится разбивка установки бортовых камней, процесс, который заключается в следующем:
— по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности, и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;
— полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками);
— переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера.
Вдоль края проезжей части, тротуара или пешеходной дорожки в створе с будущей линией бортовых камней по теодолиту выставляют ряд деревянных колышков, верх которых соответствует верхней плоскости бортового камня по проекту. По лицевой стороне, обращенной к проезжей части, натягивают шнур (причалку). На колышках в точках перелома продольного профиля по нивелиру отмечают краской высотные отметки грунтового основания, бетонного основания и бортовых камней.
По лицевой стороне, обращенной к проезжей части, натягивают шнур (причалку). Разбивку делают на сменный объем работ.
Для более точной установки бортового камня применяют обноску из досок и стоек, забиваемых в грунт на глубину 0,6-0,7 м по обе стороны траншеи и прибитых к ним с внешней стороны досками толщиной 30-40 мм (на ребро), под углом 90° к лицевой линии бортового камня (см. рис.8). Верхнее ребро всех досок располагают горизонтально, что контролируется с помощью нивелира. Расстояние между столбами обноски 1,5 м, а высота над уровнем земли 0,8-0,9 м. На верхнем ребре доски забивкой гвоздей обозначают точное положение бортового камня на месте его установки в плане по линии лицевой стороны.

Рис.8. Деревянная обноска

Обноски устанавливают по теодолиту параллельно продольной линии проезжей части через 20-30 м (см. рис.9).
В местах крепления разбивочных осей (проволока или леска) для лучшей их фиксации в досках обноски делают не глубокие пропилы.
Все данные из разбивочного чертежа выносят на обноску и закрепляют гвоздями.
Величину требуемой толщины подушки из щебня с учетом коэффициента запаса материала на уплотнение равного 1,25 и толщину бетонного основания закрепляют на кольях.
В точках перелома продольного профиля на обносках по нивелиру отмечают высотные отметки грунтового основания, бетонного основания и бортовых камней.

Рис.9. Схема разбивки установки бортовых камней при помощи обноски
1 — обноска из досок; 2 — визирка; 3 — шнур; 4 — бортовой камень

Закрепительные знаки (колышки, обноски) сохраняются до сдачи установленных бортовых камней представителю технического надзора Заказчика. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить. Точность разбивочных работ должна соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84 и СНиП 3.02.01-87.
Выполненные работы необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра, и документального оформления путем подписания Акта разбивки осей объекта капитального строительства на местности в соответствии с Приложением 2, РД 11-02-2006 и получить разрешение на отрывку траншеи под установку бортовых камней.
3.4.4. Фракционный щебень грузят на приобъектном складе экскаватором-погрузчиком JCB 3CX m в автомобили-самосвалы КамАЗ-55111, а бортовые камни на поддонах (18 шт. на поддоне) грузят автомобильным стреловым краном КС-45717 в седельный тягач КамАЗ-54115 с полуприцепом СЗАП-93271 и доставляются на объект строительства.
Доставленные на объект фракционный щебень и бортовые камни следует раскладывать в зоне действия бригады с созданием не менее чем 2-сменного запаса, который должен постоянно пополняться. Камни раскладывают вдоль траншеи в линию так, чтобы расстояние их подноски не превышало трех метров.
3.4.5. Не позже чем за смену до установки бортовых камней рабочую зону закрывают для движения, устанавливают ограждения, дорожные знаки, подготавливают съезды и объезды.
3.4.6. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007) и должно быть принято по Акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленного согласно Приложению И, СНиП 12-03-2001.
3.5. Организация работ по установке бортовых камней
3.5.1. Технологическая последовательность установки бортового камня (бордюра) приведена на рис.10.

Рис.10. Технологическая последовательность установки бортового камня
1 — отрывка траншеи; 2 — устройство подушки из щебня; 3 — укладка бетонного основания; 4 — установка бортового камня; 5 — заделка стыков цементным раствором; 6 — засыпка грунта с обратной стороны борта

3.5.2. Работы по установке бортовых камней выполняются на 2-х захватках длиной по 40-50 м. В процессе работы бригада делится на два звена.
3.5.3. Бригада при выполнении работ по установке бортовых камней делится на два звена. Распределение трудовых обязанностей в звеньях производится следующим образом.
3.5.4. Первое звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2 разрядов и машиниста экскаватора выполняет установку камней. Монтажник 2 разряда (такелажник) стропит камни и подбивает бетон под установленные. Монтажники 4 и 3 разрядов устанавливают камни и окончательно выправляют их, заделывают и расшивают швы.
3.5.5. Второе звено в составе дорожного рабочего 3 разряда и двух землекопов 2 разряда занимается подготовкой земляного ящика и щебеночного слоя. В начале смены звено с линейным мастером или геодезистом выполняют разбивочные работы.
3.5.6. Выгрузку и раскладку железобетонных бортовых камней на первой захватке, как задел к следующему рабочему дню, бригада организует своими силами.
Для выгрузки выделяются машинист экскаватора, дорожный рабочий 3 разряда и монтажник конструкций 2 разряда.
3.5.7. Работы по монтажу бортовых камней выполняются на 2-х захватках длиной по 40-50 м.
3.6. Первая захватка
3.6.1. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
— вырезание корыта по заданному профилю с уплотнением дна корыта до К0,95;
— устройство из щебня выравнивающего слоя толщиной h=0,10 м;
— установка опалубки.