Компрессор и краскопульт

Как выбрать компрессор для краскопульта (HP, HVLP, LVLP)

Далеко не каждый окрасочный пистолет способен выполнить идеальное распыление лакокрасочного материала, образуя качественное покрытие без разводов и подтеков. Наиболее оптимальными инструментами для выполнения окрашивания производственного уровня, является пневматический краскопульт. Именно сжатый воздух, подаваемый в пульверизатор, эффективно разбивает смесь на миллионы мельчайших капель, которые на большой скорости вылетают из сопла на окрашиваемую поверхность. Подобный принцип работы, требует серьезного напора воздуха, который обеспечивает специальное оборудование – компрессор, от которого во многом зависит эффективность работы пневмокраскопульта. Какие типы компрессоров бывают и как сделать оптимальный выбор исходя из своих требований, расскажем и покажем в данном материале.

Что такое компрессор

Стандартный строительный компрессор используется для сжатия воздуха в ресивере (баллоне) с последующим его вытеснением под давлением. Необходим для использования пневматических инструментов. Обязательным компонентом любой установки является резервуар для хранения воздуха и двигатель, который может быть электрическим или бензиновым. Тип компрессора определяется исходя из типа устройства, нагнетающего воздух в баллон. На сегодняшний день актуальны поршневые и винтовые механизмы накачки, о которых мы в подробностях расскажем далее. Из дополнительных, но не менее важных компонентов, можно выделить манометр, регулятор давления, отверстие для слива конденсата и осушитель сжатого воздуха.

Главными характеристиками компрессора, актуальными для всех типов устройств, являются его рабочее давление, производительность и мощность. Рабочее давление измеряется в барах или атмосферах, и определяет, насколько сильно компрессор может сжимать воздух. Производительность указывает на скорость нагнетания воздуха в ресивер за указанный промежуток времени и измеряется в литрах или кубических метрах (л/мин или м³/мин). Показатель мощности компрессора определяет эффективность работы электродвигателя, выражаемую в киловаттах (кВт).

Типы компрессоров

Пожалуй, самая верная классификация компрессоров, исходит из способа нагнетания воздуха в ресивер. Отталкиваясь от метода работы устройства накачки, можно делать выводы о эффективности аппарата в целом, и делать заключение о целесообразности его использования в определенных работах. Чтобы понять, как выбрать компрессор для краскопульта, следует максимально точно определить сферу деятельности и выставить свои требования к качеству нанесенного слоя. Нужен ли Вам идеально ровный слой, как при покраске авто или достаточно просто равномерного распыления с небольшими изъянами, но по более выгодной цене. Понимая принцип работы, предлагаемых типов устройств, гораздо проще сделать оптимальный выбор аппарата, подходящего Вашим требованиям.

Поршневые

Один из первых типов компрессоров, широко применяемых в производстве и быту. Нагнетание воздуха в ресивер, происходит за счет возвратно-поступательных движений, совершаемых поршнем в рабочем цилиндре, которых может быть несколько. Устройства подобного типа имеют самую низкую производительность, и высокий уровень шума, однако могут работать в сильно запыленных помещениях и нагнетать высочайшее давление (до 40 Атм).


Использовать поршневой компрессор для краскопульта, на сегодняшний день, считается целесообразным в быту, для получения слоя относительно невысокого качества. Данное устройство отличается компактными размерами и низкой стоимостью. Определенно не подходит для обработки больших площадей, в связи с малой производительностью.

Масляные

Более продвинутый вариант поршневого компрессора с пониженным уровнем шума и высокой надежностью. Как ясно из названия, требует для работы наличия в системе достаточного количества масла, которое требует периодической замены (не частой). Подобные устройства имеют более продвинутую конструкцию и оснащаются фильтрами для обезжиривания воздуха и термостатами для определения температуры масла. При работе подобного аппарата, в ресивере скапливается конденсат, который может сливаться вручную, через специальное отверстие, или автоматически, с помощью специального прибора.
Привод масляных компрессоров, может быть прямым и ременным. В быту или малом бизнесе, наибольшей популярностью пользуется именно второй тип, так как имеет низкое энергопотребление, при аналогичных технических характеристиках. Ремень на приводе подвержен износу и требует периодической замены, но при этом меньше нагружает мотор, продлевая срок его службы.

Если подобрать подходящий масляный компрессор, краскопульт сможет выдавать достойный результат, профессионального уровня. Так как подобное оборудование наиболее устойчиво к износам, его можно использовать для длительной работы по окраске больших площадей, без ущерба для механизма.

Винтовые

Промышленные компрессорные установки высокой надежности и производительности. Нагнетают воздух в ресивер путем вращения 2-х спиралеобразных роторов, плотно прилегающих друг к другу. Высокая эффективность оборудования подобного типа, делает его крайне востребованным в промышленном применении. Дороговизна винтовых компрессоров, минимальная стоимость которых начинается от 100 тысяч рублей, делает их приобретение нецелесообразным для малого бизнеса, не говоря уже о домашних работах.

Выбор компрессора для краскопульта

Прежде чем уточнять, какой компрессор нужен для краскопульта, стоит справедливо заметить, что существует несколько типов пневматических пульверизаторов. Каждый из них имеет свои особенности и требования к подаче воздуха, поэтому класс распылителя, важно знать заранее. На сегодняшний день, в продаже присутствует 3 наиболее распространенных типа пневматических краскопультов, под маркировками: HP, HVLP и LVLP. Далее вкратце расскажем о каждом из них. Информация о краскопульте обычно указывается на его бочке.
HP (High Pressure – Высокое Давление) – одна из первых систем пневматического распыления краски. Требует для работы достаточно высокого давления, порядка 4 Атм и несут значительные потери краски при распылении (до 60%). Становиться все менее актуальной и постепенно выходит из оборота.
Для краскопультов данной категории, потребуется не слишком производительный компрессор (100 – 300 л/мин) с выходным давлением порядка 6 атмосфер. В качестве примера, представляем несколько оптимальных вариантов:

  • AURORA BREEZE-8 (6400 р.)
  • QUATTRO ELEMENTI 248-450 KM 8-140 (6200 р.)
  • KOLNER KAC 24 L (7500 р.)

HVLP (High Volume Low Pressure – Большой Объем Низкое Давление) – более современный вариант окрасочного пневмопистолета. Требует всего 2-3 атмосфера для распыления ЛКМ, а потери материала при составляют 25-30%. Является бюджетным и самым оптимальным вариантом для любительского и полупрофессионального использования на сегодняшний день.
Если мы выбираем компрессор под пневматический краскопульт типа HVLP, следует обратить особое внимание на производительность оборудования, которая должны быть не менее 360 л/мин. Рабочее давление, должно варьироваться от 1.5 до 4 атмосфер. Подойдут следующие типы компрессоров:

  • QUATTRO ELEMENTI 248-504 KM 50-380 (15 500 р.)
  • GARAGE PK 50.MKV370/2,2 (15 500 р.)
  • FUBAG VDС 400/50 CM3 (19 700 р.)

LVLP (Low Volume Low Pressure – Низкий Объем Низкое Давление) – технически продвинутый, современный инструмент для окрашивания, объединивший в себе все положительные черты предыдущих моделей. Работает в диапазоне давления от 0.7 до 1.5 атмосфер, а перенос краски на поверхность составляет более 90%. Стоит на порядок дороже предыдущих моделей, и используется в основном в автосервисах или на производственных предприятиях. Может применяться и для бытовых нужд.
Сбалансированная система краскопульта типа LVLP, позволяет ему работать от компрессора с производительностью 150-300 л/мин. Выходное давление, при этом, должно быть не менее 2 атмосфер. Обеспечить необходимые мощности могут следующие модели:

  • FUBAG OL 195/24 CM1.5 (6400 р.)
  • QUATTRO ELEMENTI SENZA-24 (8800 р.)
  • ЗУБР ЗКП-190-24-1.5 (8900 р.)

По итогу статьи, хотим уточнить, что выше приведены лишь средние значения показателей. Сделать наиболее оптимальный выбор, можно лишь исходя из требований отдельно взятого краскопульта, который есть в Вашем распоряжении или планируется для покупки. Получить точную информацию по требованиям конкретного распылителя, можно на упаковке или сайте производителя. Желаем удачной покраски! статья из рубрики Рейтинг

Записки дилетанта — выбираем компрессор и краскопульт

Пришло время задуматься о финишных покрытиях для своих изделий. Раньше я наносил лаки дедовским способом — кисточкой или валиком. За счет ничтожной стоимости такого способа страдают и качество покрытия, и производительность. Пора переходить на новый уровень — покупать компрессор и краскопульт.
Долго же я выбирал компрессор! Это целый мир со своими догмами, авторитетами и аутсайдерами, со своей мифологией. Форумов и тем с заголовками «как выбрать компрессор» и «как выбрать краскопульт» — десятки и сотни. Чтобы все это прочитать и проанализоровать нужно время. И если с компрессорами все более-менее понятно — прирост качества в Х дает прирост цены в Х*Х, то обсуждения краскопультов в 10 случаях из 10 скатываются в холивары на десятки страниц вообще без какого-либо результата.
Поэтому если вы тоже только собираетесь покупать компрессор и стоите перед выбором, то я хочу дать вам некоторое понимание вопроса в упрощенном виде, которое поможет определиться с характеристиками будущей покупки.
Если же у вас уже есть опыт работы с компрессорами, то вряд ли я смогу рассказать что-то новое.
Итак, компрессоры.
Производители, описывая свой товар, обычно используют слова «уникальная технология», «новейшие материалы» и «европейские лидеры качества», но на практике, почему-то один компрессор ломается через неделю, а другой работает годами. Кроме того, продавцы рассказывая о товаре преподносят совершенно обыденные вещи как величайшее достижение, например ручка для перевозки, или наличие сливной горловины для удаления конденсата, или автоматическое включение для подкачки — это те опции, которые есть совершенно на все компрессорах, даже на самых заштатных. И говорить об этих опциях совершенно не обязательно. А что же тогда важно? Давайте разбираться.
Разброс цен на компрессоры огромен — от пары тысяч рублей до пары сотен тысяч и более. И тут правило чем дороже, тем лучше выполняется на все сто. Но где же граница, после которой цена для ваших нужд становится нерациональной?
Существует множество видов компрессоров по принципу действия: лопастные, центробежные, радиально-осевые, осевые, роторные, поршневые, спиральные, роторно-пластинчатые, жидкостно-кольцевые и еще множество других. Но это все в теории.
А на практике, самые распространенные бюджетных бытовые, с которыми вам реально придется столкнуть в магазине, это — поршневые компрессоры.
Как следует из названия, воздух нагнетается с помощью поршня, приводимого в движение бензиновым или электродвигателем. И тут возможны нюансы, влияющие на производительность, ресурс и цену:
Если двигатель стоит отдельно от компрессорной головки и связан с ней ремнем, то мы имеем дело с ременным компрессором.

Это самый желанный вариант. Головки могут быть с одним, двумя, тремя цилиндрами. Ведущий шкив передачи в несколько раз меньше ведомого, поэтому компрессорный узел работает на более низких оборотах и меньше перегревается. Благодаря ременной передаче упрощается запуск компрессора, снижается шум. Повышается надежность — при заклинивании поршня ремень будет проскальзывать, предотвращая повреждение электродвигателя. Кроме того, проще доступ к механизмам компрессора для обслуживания и ремонта. Обычно ременные компрессоры имеют самую высокую цену и габариты.
Если двигатель объединен с компрессорной головкой в один блок, то мы имеем дело с компрессором с прямой передачей (они же компрессоры с коаксиальным приводом)

В компрессорах этого типа двигательный вал и вал компрессорной головки объединены общей осью, от чего они работают на одинаковой скорости. Отсюда повышенный шум и повышенный нагрев головки. Все поршневые компрессоры имеют защиту от перегрева — при определенной температуре отключаются. Кроме того, затрудненный пуск при наличии давления в ресивере. На форумах описываются случаи, когда китайские компрессоры из-за загустевшего от холода масла и давления в ресивере не могли стартовать и от этого сгорал двигатель.
Коаксиальные компрессоры делятся на две группы: масляные и безмасляные.
В рекламных проспектах можно читать про уникальные технологии снижения трения и космическо-медицинские области применения суперчистых безмасляных компрессоров, которые могут работать в любых пространственных положениях (в отличие от масляных), но с практическо-бытовой точки зрения безмасляный компрессор для пользователя будет означать лишь пониженный ресурс. И только. Производители рекомендуют работать с безмасляными компрессорами несколько часов в неделю , а с масляными можно работать несколько часов в день. На сколько должно хватить компрессора с таким режимом работы не уточяется.
Поэтому чаще всего покупают масляные коаксиальные компрессоры, в которых в картер, где расположен коленчатый вал, заливают масло. Причем масло, как и в машине, надо регулярно менять с учетом диапазона рекомендуемых температур. Это значительно повышает ресурс, но во время их работы в сжатый воздух попадает масло. При работе с краскопультами необходимо устанавливать влаго-маслоотделители, иначе кратеры и рыбьи глаза. Иногда такие отделители изготавливают самостоятельно. Примером может служить народный влагоотделитель Колхозник-1, предложенный небезызвестным Олегом Нестеровым Брест. Большинство компрессоров имеют рабочее давление 8 бар и автоматически включаются при снижении давления в ресивере до 6 бар. Нижнюю границу можно настраивать.
Такие компрессоры имеют меньшие габариты и цены на них ниже.
Важным элементом компрессора является ресивер. Во-первых, благодаря ему компрессор может работать с перерывами — включаться только при недостатке давления воздуха. Это повышает ресурс компрессорной головки и защищает ее от перегрева. Во-вторых, благодаря ресиверу давление воздуха на выходе изменяется плавно, что очень важно при работе с теми же краскопультами. Ну и очевидно, что основной параметр, по которому выбирается ресивер — это объем. Для покраски отдельных элементов автомобильных кузовов рекомендуют объем ресивера не меньше 50 литров. Для покраски автомобиля целиком — не меньше 100. (И это предельные нижние значения). Но, как говорится, воздуха много не бывает, поэтому иногда объединяют несколько бочек в один ресивер, получая объем в несколько сотен литров. Однако, надо учитывать хватит ли производительности компрессора на на такой объем. При работе компрессора в ресивере скапливается вода, которую надо сливать после работы. При этом иногда сливные отверстия располагаются не очень удобно — компрессор приходится наклонять.
Это все особенности конструкции. Но самая важная характеристика компрессора — это его производительность. Измеряется в литрах в минуту. Причем, в паспорте написана лишь производительность на входе, то есть сколько воздуха он потребляет. А сколько он отдает — этого не скажет никто. Можно либо замерить характеристики вашего конкретного экземпляра, либо грубо оценить по формуле: объем на выходе = объем на входе * 0,7. А сколько надо? Общее мнение такое: Если ваш компрессор имеет производительность от 200 до 300, то вы можете браться за покраску отдельных элементов автомобиля. Если от 400 и более, то можно задуматься о покраске автомобиля целиком. Если меньше 200, то можно подкрасить часть крыла или подкачать автомобильные покрышки. Проблема с производительностью в том, что если вам придется остановиться посреди работы для ожидания пока компрессор подкачает воздух, то краска на разных частях детали может немного отличаться.
Кроме очевидных характеристик есть еще нюансы. Поршневые компрессоры не могут работать непрерывно — только с перерывами на остывание. Важной характеристикой является допустимое время непрерывной работы. Хорошо, если блоки цилиндров вылиты из чугуна, а не из алюминия. Да и ребра для охлаждения должны быть побольше. Хорошо, если в вашем городе есть сервисные центры по ремонту вашей марки компрессора. Хорошо, если штатные воздушные фильтры с поролоном сразу заменить на бумажные. Хорошо, если в блоке управления два конденсатора — пусковой и рабочий. Да и собран компрессор должен быть добротно, чтобы от вибраций не происходило саморазбирания.
После того, как я узнал все это, круг выбора компрессоров значительно сузился. Честно говоря, не знаю зачем покупать безмасляные компрессоры с ресивером 25 литров. Такие годятся лишь шарики на праздник надуть, и то не слишком много, или продуть какую-нибудь деталь от пыли. Но платить за это несколько тысяч рублей…
В итоге купил компрессор Fubag VDC/50 CM3, как две капли похожий на WESTER W 050-220 OLC, HYUNDAI HY 2550, на ERGUS DV-370-50, на Remeza AirCast СБ4/С-50.J2047B, на Garage PK 50.MKV370/2.2, на Blue Air BA-50-2, на ECO AE 502, на Spark HM3050B, на Гарант ZVA50, на Forte VFL-50, на WIEDERKRAFT WDK-90534, на ELITECH КПМ 360/50, на EXTEL ZVA-50, на Sumake JDV-3050, на ALTECO ACD-50/400, на DENZEL, на Miol 81-180, на Matrix AC 2000-50/2 и так далее.
Не смотря на близкое сходство, брасается в глаза разница в блоках управления — в некоторых моделях вместо двух конденсаторов — пускового и рабочего, используется один. Разница в легкости запуска.

Как же больно читать, что еще полгода назад за те же деньги мог купить ременной компрессор литров на пятьсот в минуту, которого хватило бы на целую шиномонтажку!
Но есть и приятная мелочь — буквально через день после покупки он подорожал еще на 2 тысячи рублей.
Из достоинств:
— один из самых мощных в ценовой категории — 360 л/мин;
— чугунные, а не алюминиевые блоги цилиндров;
— наличие в моем городе четырех гарантийных сервисных центров FUBAG;
— хороший, по сравнению с более дешевыми моделями, рабочий режим: работа 25 мин, перерыв 40 мин;
— не совсем Китай, страна бренда — Германия.
Далее долго изучал краскопульты. Про них тоже ничего не понял. Все, что узнал поместится в паре абзацев:
Главное в краскопульте — обязательно должно быть три регулятора: материал, воздух и факел (иногда регулятора воздуха нет). А еще на входе краскопульта надо ставить манометр чтобы давление на на входе соответствовало паспортному — тогда и дюза не будет забиваться налипшим материалом, и расход будет оптимальным, и распыление материала будет более равномерным. Манометра на выходе компрессора не достаточно, т.к. давление падает еще и в «арматуре», т.е. в подводящих шлангах. Т.к. обычно рабочее давление краскопульта меньше 6 бар, то и компрессор можно настроить чтобы не включался на 6 барах — будет меньше молотить — будет больше ресурс. Некоторые контролируют давление на входе пистолета на слух. Но инструментальный контроль всяко надежнее. Ну и диаметр подводящих шлангов должен быть не меньше 8 мм.
На что опираться при выборе краскопульта? На производительность компрессора. Он должен легко удовлетворять потребности пистолета. Из форумов почерпнул следующую формулу:
Производительность воздуха на входе компрессора заявлена 360 л/мин. Значит, на выходе будет примерно 360*0,7=252 л/мин (хотя на сайтах некоторых продавцов заявляется 322 л/мин). Значит, краскопульт надо искать с расходом воздуха примерно 252*0,7=176 л/мин. Да уж, не густо.
Цена у краскопультов может легко переплюнуть цену компрессора. Профессионалы рекомендуют покупать компрессор и краскопульт не как я, а в обратном порядке — в начале выбираем краскопульт, а потом под его потребности подбираем ресивер и компрессор. Шутка ли, многие пистолеты для работы требуют по 400 и более литров в минуту!
Но одним расходом дело не ограничивается. После долгого изучения тематических форумов узнал, что существует множество систем краскопультов. Самые известные системы HVLP и LVLP. Общее мнение такое, что HVLP лучше. И материал расходуется экономнее, и окружающая обстановка меньше подвергается загрязнению оседающим туманом из краски, и металлики ложатся равномернее, и мелкие ошибки маляра прощает. Хотя иногда появляются люди с противоположным мнением, что непременно приводит возникновению очередного холивара. Однако, обратной стороной этих плюсов является непомерный аппетит, недостижимый для многих компрессоров. Кроме того, для начинающего маляра эти плюсы — что-то из области тонких материй.
Сенсация заключается в том, что научиться хорошо красить можно на любом китайце. И это вам подтвердят на любом тематическом форуме. Лишь бы этот самый китаец был хорошо собран и без явных косяков. И вообще, есть мнение, что все эти HVLP — всего лишь снобизм профессионалов. Хотя, у профи опыт, поэтому им следует верить.
В итоге купил китайcкий NONAME MP-400 с соплом 1.4, с виду похожего на IWATA w-400 и на HOLEX K-400 и на Star EVO-T LVLP и на КОЛИР МР-400 и на Калибр КРП-1,5/0,6 ВБ ПРОФИ и на HUBERTH LVLP R500.

Обошелся в 1830 рублей. http://www.pnevmo.ru/catalog/professionalnye-kraskopulty-s-verkhnim-bachkom/kraskopult-mp-400.html
Сопла у него можно менять. Комплект (головка, игла,…) стоит 600 рублей. Сопло 1.4, судя по форумам, самое универсальное. Им можно наносить и грунт, и базу, и лак. Хотя профи для каждого вида материала имеют по отдельному краскопульту. Вроде он даже системы hvlp, хотя скорее всего это китайское лукавство — расход воздуха слишком мал. Ну, поглядим.
Коробка выглядит достаточно добротно. Однако, более детальный осмотр коробки показал, что одна и та же коробка используется вместе с кучей разных моделей краскопультов. Соответсвующая модель и размер сопла отмечены фломастером. На коробке нет названия фирмы-производителя, как и нет ни слова по-русски.

Внутри упаковки все уложено достаточно аккуратно. Комплектация стандартная — универсальный гаечный ключ, фильтр для материала, пистолет, пластиковая емкость для материала, щетка и инструкция.

Внутри обнаружил аж четыре экземпляра одной и той же инструкции. Причем инструкция, как и коробка, одна все модели краскопультов и нет ни слова по-русски — вся на английском. Инструкция содержит рисунок краскопульта с указанием названий частей, талицу с техническими характерстиками всех краскопультов, раздел по технике безопасности, небольшая инструкция по настройке и использованию и решения наиболее частых проблем. В инструкции производитель также не указан. Пистолет обильно смазан.

Только после снятия всех упаковок становится видно название производителя: AmT — Air Mashine Technology

Должен сказать, на вид и на ощупь краскопульт создает приятное впечатление. Сменный бачок тоже универсальный — PC-600GP 600 мл производства VOYLET.
Мой экземпляр с дюзой 1.4
Далее решил произвести неполную разборку пистолета. Оказалось, что в универсальном гаечном ключе нет разъема на 17. Поэтому я не смог отсоединить регулятор подачи краски.
Кроме того, сразу бросаются в глаза пластиковые наконечники регуляторов. Наверное, единственное отличие от дорогих моделей, в которых наконечники латунные. Надеюсь, пластик не испортится от использования ацетонов, растворителей и прочего.
После того, как выкрутил регуляторы обнаружил на резьбе какой-то кристаллообразный налет. Подозреваю, это смазка вступила в реакцию с каким-то веществом. Попробовал удалить этот налет щеткой под проточной водой — оттирается с трудом.
Была одна деталь, которая в начале немного озадачила. Когда отсоединил воздушную головку, то обнаружил под ней на корпусе пистолета два отверстия, запаянных пластиком. Это можно видеть на следующей фотографии. Что это и зачем? Из инструкции мне удалось выяснить, что один и тот же пистолет может использоваться с разными дюзами — от 1.3 до 2.0. При этом расход воздуха меняется в диапазоне от 195 до 290. Я догадался, что эти отверстия нужны для обеспечения соответствующего потока воздуха при использовании широких дюз.
В принципе, ничего сильно криминального в пистолете не нашел. Из мелких косяков, которые считаю допустимыми у безродного китайца: одна на всех коробка и инструкция, пластиковые, а не латунные наконечники регуляторов, налет на резьбах, который придется удалять, гаечного ключа из комплекта не достаточно для разборки краскопульта.
Из достоинств — собран добротно. Детали хорошо подогнаны, облой с корпуса удален.
Гораздо важнее как он покажет себя в работе.
С помощью этого краскопульта наносил грунт и лак на стол из ясеня. Краскопульт показал себя хорошо. Об этом можно почитать здесь:

Выбираем рейсмус и фуганок для мастерской
Делаем верстак своими руками
Делаем простой верстак своими руками
Делаем коптилку своими руками
Пылесосим в мастерской. Мастырим циклонный фильтр.
Выбираем рейсмус и фуганок для мастерской
Делаем фрезерный стол своими руками
Тиски столярные JET WWV/R-9
Обзор хорошего китайского сварочного аппарата

Пневматические краскопульты используются уже много лет. Они позволяют быстро наносить равномерный слой лакокрасочных материалов на различные поверхности. В данной статье объясняется как выбрать компрессор для краскопульта, их типы и характеристики.

Основные параметры

При выборе оптимальной модели компрессора необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • Питание
  • Производительность
  • Максимальное давление
  • Мощность
  • Объем ресивера (воздухосборника)

Питание — существуют электрические, бензиновые и дизельные устройства, однако, в большинстве случаев, используется именно техника с электродвигателем. В частных гаражах и мастерских с однофазной сетью устанавливаются компрессоры 220 В, а на промышленных объектах применяются агрегаты 380 В.

Производительность — означает количество воздуха, которое станция способна перекачать за одну минуту. Этот параметр зависит от того какой компрессор для краскопульта выбрать и для каких целей использовать. Необходимо внимательно изучить характеристика вашей распыляющей системы, так как у большинства из них существуют предельные значения. Для того чтобы качество покраски сохранялось на высочайшем уровне, при этом компрессор не перегревался и не испортился, необходимо чтобы все параметры совпадали.

Максимальное давление — все компрессоры данного типа имеют приблизительно одинаковые показатели давления, нагнетаемого в ресивере. Его контроль осуществляется благодаря регулятору и манометру.

Мощность — перед тем как принимать решение, какой компрессор нужен для краскопульта, следует убедиться, что ваша электрическая сеть не будет перегружаться. Во многих случаях бытовые электросистемы не предназначены для высоких нагрузок. Мы рекомендуем доверить их анализ опытному мастеру со специальными инструментами и приборами.

Объем ресивера — чем крупнее воздухосборник, тем стабильнее будут параметры пневматического потока. Также крупный ресивер даёт возможность работать с компрессорами, которые имеют низкую производительность.

Типы воздушных компрессоров

Для того чтобы подобрать компрессор для краскопульта необходимо учитывать не только его технические характеристики но и конструкционные особенности. Существует два основных типа конструкции рабочей камеры пневматической станции:

  1. Поршневые. Компактные и недорогие устройства, которые часто используются в быту. Это оборудование имеет множество преимуществ по сравнению с аналогами, отличается простотой в эксплуатации и техническом обслуживании. Следует отметить, что большинство поршневых компрессоров не предназначены для безостановочной работы.
  2. Винтовые. Более массивная и дорогостоящая техника. Благодаря специальной конструкции, сжатие воздуха осуществляется постепенно, что исключает пульсации рабочего потока. Компрессоры винтового типа можно использовать практически круглосуточно, так как они имеют эффективную систему охлаждения, а плавное повышение давления снижает термические нагрузки.

Из этих данных следует вывод, что для окрашивания поверхностей с большой площадью, для конвейерной работы на промышленных объектах и безостановочной эксплуатации лучше выбрать надежный винтовой компрессор. А для периодического применения в частных мастерских отлично подходят поршневые модели.

Масляный или безмасляный, какой компрессор нужен для краскопульта?

В первую очередь необходимо отметить, что безмасляные компрессоры крайне редко используются в данной отрасли. Основные подвижные детали их рабочего блока покрыты специальным полимерным составом, который снижает трение и увеличивает рабочий ресурс системы. Однако они значительно уступают масляному оборудованию по эффективности и не способны работать в интенсивном режиме.

Классические масляные агрегаты имеют длительный срок службы, но нуждаются в периодической замене технической жидкости. Эти устройства оснащаются специальными фильтрующими модулями — маслоотделителями, которые предотвращают попадание в рабочую лакокрасочную смесь частиц смазочных материалов. Таким образом предотвращается возникновение кратеров и «рыбьих глаз» на обрабатываемой поверхности.

Подводя итоги можно сказать, что при подборе компрессора для краскопульта следует ориентироваться на модели с крупным ресивером (от 50 литров), производительностью от 15 л/мин, масляным рабочим блоком и специальным фильтром, который исключит попадание влаги и масла в рабочий поток.

Выбрать оптимальную модель воздушного компрессора для краскопульта можно вместе с менеджером интернет-магазина «ЭнергоПроф». Для связи с нашим сотрудником, заполните контактную форму или позвоните по номеру +7 (495) 229-47-93.

Примеры оборудования

  • Модель: SZW275WH 40
  • Производительность: 24000 л/мин
  • 23 529 542 руб.
  • Модель: ВК-75-Е 12
  • Производительность: 10000 л/мин
  • 1 431 106 руб.
  • Модель: КР50/AB360/2.2
  • Производительность: 360 л/мин
  • 28 444 руб.

Kriegsmaschine ›
Блог ›
Краскопульт какой бывает и какой выбрать?

Без компрессора, ни один пневматеческий краскопульт работать не будет. Поэтому сначала необходимо определиться, какой у нас компрессор и его характеристики. Остановимся подробнее на компрессорах.
Посмотрим на среднестатистический компрессор. Как правило мы увидим в магазинах такие варианты: 25 (или 24) литров объем ресивера, мощностью от 1,1 до 1,8кВт, давление до 8 бар, и самое главное – производительность 206 литров в минуту. Такого же плана можно купить изделие с ресивером 50литров, в остальном характеристики будут такими же.

Остановимся на отдельным пунктах поочередно:
1.Объем ресивера (бачка) – у бюджетных моделей мы встретим от 24 до 50 литров. Другие модели с более вместительными ресиверами (100л., 200л., 500л.) будут стоить в разы дороже, и характеристики у них будут в разы выше. Ресивер нужен для накопления воздуха, и для создания определенного давления на выходе. В большинстве компрессоров есть резьбовой разъем для присоединения более вместительной емкости (баллона, бачка).
2. Мощность двигателя – как правило мы найдем модели у которых мощность будет около 1,1-1,3кВт. Это будет более правдивая информация указанная производителем товара. Так как мы можем увидеть фантастические данные производителей, которые намеренно завышают мощность двигателя для улучшения продаж, и для большей мотивации покупателя. Как правило, это ложная информация, вводящая покупателя в заблуждение, так как даже внешне модели двигателей абсолютно идентичны, не говоря уже о том, что лишнему 0,5 – 0,9 кВт взяться попросту неоткуда… На этом хотят заработать только продавцы данного бренда. И вот здесь уже переплачивать точно ни к чему. Так как за мнимые 0,5кВт с Вас захотят взять не так уж мало, а в самой работе этой разницы Вы точно не увидите. Быстрее качать воздух компрессор не будет. Это уловка производителя.
3. Давление. В большинстве случаев, давление ограничивается 8 барами. При достижении данного давления, автоматика отключает компрессор. При этом, когда давление падает до 6бар (во время использования пневмоинструмента) компрессор автоматически включается и начинает докачивать недостающий объем воздуха. В этом компрессоры идентичны. У более дорогих и мощных моделей порог отключения может стоять на 10бар и выше.
4. Производительность – самое главное, что нас интересует, при выборе краскопульта. Да, и компрессора и краскопульта тоже.
Производитель всегда указывает производительность на входе (т.е. количество забора или же всасывания воздуха в минуту в литрах). На выходе из ресивера эта цифра разительно отличается в виду потерь воздуха при его сжатии. И это важнейшая часть нашего изучения компрессора. На выходе потери составляют до 35%. Итого получаем:
206л/мин. х 0,65 = 133,9л/мин
Реальная производительность компрессора 133,9 л/мин. Как видим она кардинально отличается от заявленной, но к продавцу не подкопаться, он скажет что имел в виду именно параметры на входе. Когда открывашь на это глаза покупателю – он понимает, что даже с натяжкой его инструмент не потянет запланированных потребителей воздуха…
При среднем потреблении краскопульта 185-220л/мин получаем недостачу воздуха от 50л/мин и выше. При этом давление в ресивере будет падать в зависимости от его объема ежеминутно или еще быстрее, даже при условии постоянно работающего двигателя компрессора… И выйдет, что работать краскопультом мы сможем отсилы минуту – две, дальше, при имеющемся давлении качество распыления упадет (у разных краскопультов – разные требования к рабочему давлению. От 2,0 бар в LVLP до 3-4 бар в HVLP и 5-6 бар в HP), и мы, работая бюджетным краскопультом HP будем вынуждены прекратить работу и ждать до тех пор, пока компрессор не накачает снова необходимый объем и давление воздуха, зачастую это время будет превышать наше время работы! Тогда возникнет вполне логичный вопрос: Зачем нам краскопульт, с которым мы больше простаиваем, чем работаем?
И вполне логичный ответ — компрессор был неправильно подобран под потребителя воздуха (краскопульт).
Но и это еще не всё. Даже если Ваш неправильно подобранный компрессор будет кое-как справляться с нагрузкой (постоянно работая), то он рано или поздно перегреется, а далее – или отключится благодаря автоматике, которая защищает от перегрева, а при ее отсутствии – просто заклинит двигатель и Вы отправитесь на сервис, где Вам скажут, что Вы его использовали слишком интенсивно, и гарантийному ремонту он не подлежит…
Рассмотрим на других примерах насколько будет отличаться производительность при ее увеличении на входе и выходе.
400л/мин. х 0,65 = 260л/мин
600л/мин. х 0,65 = 390л/мин
900л/мин. х 0,65 = 585л/мин
1400л/мин. х 0,65 = 910л/мин

Теперь перейдем непосредственно к изучению отличий краскопультов между собой, так как потребляемый объем воздуха у них примерно одинаковый независимо от типа краскопульта, и примерно равен 190-220л/мин., то на нем подробно мы останавливаться не станем.
Есть три наиболее распространенных технологии краскопультов, на которых мы и остановимся. Они могут быть и в дорогом (профи) исполнении, так и в бюджетных моделях.

Краскопульты HP — технология HP (High Pressure) рассчитана на высокое давление воздуха. При этом краскопульты этой серии не отличаются высоким качеством покрасочного покрытия, и при этом они имеют большую потерю ЛКМ – более 50% в виду высокого рабочего давления до 5-6 бар. При таком давлении большая часть Ваших денег, потраченных на краску, часто дорогую, улетают в прямом смысле на ветер… И поскольку потребитель все чаще думает от экономии материалов и средств, можно сказать, что данная технология уже даже не вчерашний, а позавчерашний день на данном этапе развития покрасочных технологий. Стоимость бюджетной модели такого краскопульта в розничной торговле обойдется Вам от 8 до 15 долларов США. Это один из самых простых краскопультов, которые можно приобрести.

Краскопульты HVLP — технология HVLP (High Volume Low Pressure — большой объем воздуха и низкое давление) достигается благодаря специальной конструкции краскопульта, при которой давление в воздушной головке ниже, чем давление на входе в пистолет. За счет этого резко снижается туманообразование, соответственно и потери ЛКМ (экономия до 30%), а коэффициент переноса достигает более 65%. Поэтому краскопульты этой системы признаны и широко известны как «суперэкономичные». Кроме того, воздушное сопло, разработанное с помощью новейших технологий, на окрасочных пистолетах данной серии позволяет добиться совершенного, мельчайшего разбиения и стабильной формы факела, что является всегда гарантией достижения превосходного результата и неизменного высочайшего качества покрытия.
Такой краскопульт обойдется Вам в 16-30 долларов США – это касается бюджетных моделей китайского производства. Итальянские и японские аналоги будут стоить, скажем без преувеличения, в десять раз дороже – 100 – 300 долларов США.

Краскопульты LVLP — Новейшая европейская технология LVLP (low volume low pressure / малый объем воздуха — низкое давление) была разработана на основе известного принципа HVLP (большой объем — низкое давление). Наряду с улучшенными результатами распыления, этот метод отличается малым расходом воздуха (170-200 л/мин). При работе LVLP краскопультов значительно снижается уровень перераспыла (опыла). Это позволяет сократить расходы на краску и воздухоочистители, что важно при работе с дорогими и качественными лакокрасочными материалами. Коэффициент переноса краски на поверхность составляет 70-80 %.
Результатом технологии LVLP является оптимальное сочетание высокой скорости и производительности нанесения ЛКМ (лакокрасочных материалов), малого образования тумана (опыла), низкого расхода воздуха и краски и высокого качества распыления.

Сдедующим пунктом различий является диаметр сопла краскопульта. У разных производителей они бывают от 1,0мм до 2,8мм и даже больше (для распылителей строительных смесей до 6,0мм)
Разительное отличие в диаметре найдет профессионал. У них как привило есть либо краскопульт с набором дюз (сопел) например от 0,8мм до 2,5, либо просто краскопульты с разными соплами.
Для любителя будет достаточно выбрать из вариантов 1,0мм, 1,5мм, 2,0мм, 2,5мм. Хотя последние два варианта и первый, как правило, даже не пригодятся. Оптимальным вариантом будет 1,3мм или 1,5. Они подойдут под большинство красок, и удовлетворят потребителя качеством покраски.

Настройка краскопульта: рабочее давление, подача краски, размер факела, диаметр сопла

В борьбе за безупречный внешний вид автомобиля главным «личным оружием» маляра является покрасочный пистолет — по-научному краскопульт. В отличие от «рыцарей плаща и кинжала», маляры применяют свои пистолеты в сугубо мирных целях (и слава Богу!), хотя привязаны они к ним не меньше, чем агент 007 к своей «беретте». О настройке краскопульта, его подготовке к «покрасочному бою», мы и расскажем на этот раз.

Когда я слышу слово «покраска», я хватаюсь за пистолет…

Все пистолеты, применяющиеся в ремонтной окраске автомобилей, работают по принципу пневматического распыления. Это означает, что лакокрасочный материал, подающийся в краскораспылитель и выходящий из его сопла, разбивается на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, «выстреливающего» с большой скоростью из отверстий воздушной головки.

В результате образуется так называемый окрасочный факел, состоящий из частичек материала, движущихся по направлению к окрашиваемой поверхности. Долетев до поверхности, частички оседают на ней, формируя покрытие.

Устройство и особенности конструкции окрасочных пистолетов

Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя:

  • корпус с каналами для подачи сжатого воздуха и краски, снабженными игольчатыми клапанами,
  • спусковой рычаг, управляющий переключением клапанов,
  • выходное сопло для смесеобразования и формирования факела требуемой формы,
  • резервуар (бачок) для краски,
  • регулировочные винты для изменения расхода воздуха, краски и корректировки пятна распыла.

Устройство краскопульта SATA

К особенностям конструкции можно, пожалуй, еще отнести механизм спускового рычага. Он устроен так, что при его нажатии сначала открывается подача сжатого воздуха. Дальнейшее нажатие приводит к срабатыванию клапана подачи краски.

Функции и расположение регуляторов

Как уже было сказано, на корпусе любого современного краскопульта имеется несколько регулировочных винтов.

  • Первый, самый верхний (на некоторых краскопультах, как например у SATA, может располагаться сбоку), отвечает за корректировку размера и формы окрасочного факела.
  • Второй ответственен за регулировку хода иглы и количество подаваемого материала.
  • На многих краскопультах присутствует еще и третий винт, с помощью которого регулируется подача воздуха на входе. Как правило, он располагается внизу на рукоятке пистолета. У SATA этот винт находится «сзади» — под винтом регулировки подачи материала.

Регуляторы на корпусе краскопульта SATA

Вопрос регулировки краскопульта сводится к выбору правильного соотношения «воздух — материал». При правильном балансе эти параметры позволяют добиться максимальной равномерности окрасочного факела по всей ширине, и такого же равномерно распределения лакокрасочного материала по поверхности.

Система окрасочного пистолета

В зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе), все окрасочные пистолеты можно разделить на три основные группы:

  • конвенциональные (высокое давление);
  • HVLP (High Volume Low Pressure — большой объем воздуха и низкое давление);
  • LVLP (Low Volume Low Pressure — низкий объем воздуха и низкое давление).

Различные типы окрасочных пистолетов внешне выглядят практически одинаково. “Изюминка” скрыта внутри конструкции

На сегодняшний день наиболее прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим требованиям являются последние два типа распылителей. Как видно из названия, они характеризуются низким рабочим давлением: если обычные конвенциональные пистолеты распыляют материал при высоком давлении (примерно 3-4 бар), то пистолеты систем HVLP и LVLP — при низком (примерно 0,7-1,2 бар).

Что это дает? Главное преимущество — высокий коэффициент переноса краски. При малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше переносится непосредственно на деталь. У краскопультов низкого давления коэффициент переноса достигает 65-70% (по сравнению с 30-45% у конвенциональных распылителей). Учитывая, что краски типа металлик и перламутр являются недешевыми, можно легко подсчитать, сколько денег сбережет для вас подобный краскопульт.

Наиболее точно измерить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки с двумя манометрами.

Для настройки и контроля давления пистолета HVLP SATA выпускает тестовую головку с двумя манометрами

К сожалению, такие насадки в комплекте с пистолетом не идут, поэтому указанная величина контролируется косвенно, по параметру давления на входе в краскопульт. С регулировки этого параметра мы и будем начинать настройку краскопульта.

Настройка входного давления

Давление на входе в краскопульт — параметр нормируемый и рекомендуемый заводом-изготовителем. Он всегда указывается в технической документации к пульверизатору.

Сразу оговоримся, что настраивать входное давление желательно по регулятору с манометром, подключенному непосредственно к рукояти пульверизатора. Ибо на пути сжатого воздуха от компрессора к краскопульту неминуемы потери до 1 бар, а иногда и выше (это зависит от протяженности воздушной магистрали, количества «местных» сопротивлений, состояния фильтров и т.д.). Регулятор, подключенный к ручке краскопульта позволит настроить давление более точно.

Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора

Процесс настройки входного давления сам по себе достаточно прост.

1. Откройте (отверните) до максимальных значений винты регулировки подачи воздуха и размера факела. Регулировка подачи краски при этом не играет никакой роли.

2. Затем нажмите на спусковой рычаг пистолета так, чтобы началась подача сжатого воздуха. В это время, вращая регулировочный винт подачи воздуха на манометре, установите рекомендованное давление на входе.

Напоминаем, что для конвенциональных пистолетов это значение составляет от 3 до 4 бар; для пистолетов системы HVLP и LVLP, в зависимости от модели и производителя, данная величина может варьироваться в пределах 1,5-2,5 бар (в основном 2 бар).

Регулировка входного давления по подключенному к ручке пистолета манометру-регулятору. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем рекомендованное давление на манометре.

3. После настройки входного давления полностью откройте подачу краски (3-4 оборота регулятора). Убедившись, что все регулировочные винты открыты на максимум, а вязкость краски или лака соответствует заданной, можно приступать к тестам. Но о тестах позже.

Если пистолет оборудован встроенным манометром

Настроить входное давление на «продвинутых» моделях, оборудованных встроенными цифровыми манометрами, еще проще.

SATAjet 4000 B RP Digital со встроенным цифровым манометром

Если пистолет оборудован встроенным манометром. 1. Полностью открываем регулятор факела. 2. Нажимаем на курок. 3. Устанавливаем рекомендуемое давление, вращая регулятор подачи воздуха на краскопульте.

Если манометр без регулятора

Если манометр без регулятора. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Вращая регулировочный винт на редукторе компрессора или фильтр-группе, устанавливаем рекомендованное давление.

Если манометра нет вообще. Наименее точный способ

Если же ваш пистолет не оборудован никакими измерительными приборами, очень грубо и приблизительно можно установить давление на редукторе компрессора или манометре фильтр-группы.

Выбирая давление в этом случае важно помнить о том, что падение давления в исправном и чистом фильтре составляет 0,3— 0,5 атм (а в забитом — намного больше!), и примерно 0,6 атм «съедает» воздушный шланг внутренним диаметром 9 мм и длиной 10 м.

Если манометра нет вообще. Наименее точный способ! 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем давление на редукторе так, чтобы на 10 м шланга (внутренний диаметр 9 мм), на редукторе было на 0,6 бар больше рекомендованного входного давления пистолета.

Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»

Допустим, вы купили на рынке недорогой окрасочный пистолет с единственной «маркой» «Professional» во всю рукоять, и больше никаких данных об этом краскопульте вам не известно — ни типа, ни рекомендаций по настройке, ни даже имени производителя. В таком случае определить давление на входе можно опытным путем.

Залейте в бачок краскопульта эмаль или лак стандартной вязкости, полностью откройте все регуляторы и, вращая регулировочный винт на манометре, добейтесь получения максимально равномерного отпечатка факела при расстоянии до тестовой поверхности около 15 см. Зафиксированное при этом давление и будет искомым рабочим давлением на входе для этого пульверизатора.

Должны предупредить, что прибегнув к этим рекомендациям, вы можете разочароваться во многих краскопультах. Основная проблема настройки дешевых покрасочных пистолетов заключается в том, что для достижения равномерного факела требуется либо огромное количество воздуха, что требует применения более мощных компрессоров, либо они имеют высокое давление на выходе, что не позволяет качественно раскладывать базовые эмали, содержащие много алюминиевого зерна.

Качественный профессиональный краскопульт отличается от дешевого, пусть даже красивого на вид, так же явно, как и фирменные швейцарские часы от ширпотреба «мэйд ин чайна».

SATAjet 3000 B HVLP. Слева — оригинал, справа — подделка.

Хороший маляр сможет покрасить машину и плохим пистолетом — и выйдет недурно. Покрасит и вторую — тоже хорошо. А на третьей, например, возникнут проблемы… Поэтому виртуозам малярки жалеть деньги на свой главный инструмент просто грех. Но эта проблема выходит за рамки нашей сегодняшней статьи, поэтому рассуждать на эту тему мы дальше не станем.

Размер факела при окраске

Практика показывает, что наибольшая эффективность окраски достигается при работе с факелом максимального размера. Чем шире и равномернее факел, тем равномернее будет распределена по поверхности краска при меньшем количестве проходов.

Конечно, в определенных случаях, например при частичном ремонте, покраске различных мелких деталей, труднодоступных мест и т.д., размер факела, подачу краски и входное давление можно варьировать исходя из необходимости на ваше усмотрение. Но в общем и целом, повторяем: регулировочный винт размера окрасочного факела должен быть открыт «на всю катушку».

Помните, что максимальный размер факела можно получить только при достаточной подаче ЛКМ.

Подача краски

Опять же, если речь идет о стандартных ремонтах, покраске кузова или отдельных деталей целиком, подачу лакокрасочного материала рекомендуется открывать полностью. На большинстве краскопультов максимальная подача краски идет при 3-4 оборотах регулятора, сопло при этом максимально открыто.

При полностью открытой подаче краски обеспечивается наименьший износ сопла и иглы краскопульта.

Диаметр сопла

Немаловажен для маляра и подбор диаметра сопла краскопульта — этим можно добиться оптимального распыления материалов с разной вязкостью. Диаметр сопла должен быть тем больше, чем гуще лакокрасочный материал. И наоборот.

Каждый производитель лакокрасочных материалов четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, эти рекомендации соответствуют таким значениям (или недалеки от них):

Нетрудно догадаться, что диаметр сопла весьма существенно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, залить лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет довольно-таки проблематично (по словам некоторых маляров — застрелиться можно). Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для материала такой вязкости явно будет маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проистекает уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм.

Разбег в значениях диаметров дюз обусловлен также и привычками маляров: кто-то любит наносить «тонко», а кто-то привык «заливать».

Тестируем краскопульт

Существует три простых теста, позволяющих оценить исправность краскопульта и корректность его регулировок:

  • тест правильности формы отпечатка факела;
  • тест на равномерность распределения краски в факеле;
  • тест на качество распыления.

Основным из них является первый, с него и начнем.

Тест правильности формы отпечатка факела

Для проведения теста нам потребуется лист чистой бумаги или картона, предварительно закрепленный на стене. Дальше действуем следующим образом.

  1. Убедитесь, что все регулировочные винты краскопульта открыты на максимум, а вязкость ЛКМ в бачке соответствует нормальной.
  2. Поднесите пистолет к тестовой поверхности, на рекомендуемое для типа вашего краскопульта расстояние (20-25 см для конвенциональных распылителей, 10-15 см для HVLP, 15-20 см для LVLP/RP).
  3. Направьте ось сопла перпендикулярно поверхности листа и буквально на секунду нажмите на спусковой рычаг.
  4. Смотрим на отпечаток факела. По его виду можно судить о том, насколько правильно отрегулирован пистолет.

Самый эффективный и наглядный способ проверки правильной работы окрасочного пистолета — контороль формы пятна распыла. Процедуру необходимо выполнять каждый раз перед окрашиванием. Пробное распыление проводится на поверхность чистого листа бумаги, картона, закрепленного вертикально

При полной исправности и правильной регулировке краскопульта, отпечаток факела должен представлять собой четкий, сильно вытянутый овал равномерно нанесенной краски (возможно, с небольшой размытостью краев). Его боковые стороны ровные, без каких-либо выступов и впадин, а лакокрасочный материал равномерно распределен по всей площади пятна.

Если же отпечаток факела не соответствует эталону, причина зачастую банальна — несбалансированное соотношение подачи воздуха к подаче краски. Так, если наблюдается переизбыток материала в центре или на краях — попробуйте уменьшить подачу материала, ввернув винт не более чем на один оборот, и повторите тест. Если факел имеет форму восьмерки (сильно сужен в центре) — уменьшите давление на входе. Форму банана отпечаток принимает в случае засорения одного из боковых каналов воздушной головки.

Об остальных причинах некорректного распыления подробнее читайте .

Для опытного мастера важна не только форма, но и степень насыщенности пятна распыла (сухое, нормальное, с формирующимися подтеками). На основании этой информации можно предварительно оценить скорость перемещения окрасочного пистолета и оптимальное расстояние до окрашиваемой поверхности.

Тест на равномерность распределения краски в факеле

Разворачиваем воздушную головку или весь краскопульт так, чтобы отпечаток факела стал горизонтальным. Нажимаем на спусковой крючок и распыляем материал до тех пор, пока краска не начнет стекать вниз ручейками. Наблюдая за скоростью течения этих ручейков и расстоянием между ними, мы можем сделать выводы о равномерности или наоборот, неравномерности распределения краски в факеле.

Тест на равномерность распределения краски в факеле

Для качественной и эффективной покраски материал должен распределяться равномерно или с незначительной концентрацией в центральной части факела. Образцы правильного и неправильного распределения материала приведены ниже.

Следует иметь ввиду, что существуют воздушные головки, специально разработанные для распыления с высокой концентрацией в центре факела.

Тест на качество распыления

Чтобы окончательно убедиться, что наш пистолет наносит лакокрасочный материал равномерно, проведем еще один, последний тест, имитирующий, собственно, сам процесс покраски. Вдоль тестовой поверхности на рекомендуемом расстоянии и с равномерной постоянной скоростью проводим включенным распылителем. Размеры капель краски в полученной полосе могут нам кое-что сказать.

Тест на качество распыления

Во-первых, не нужно пытаться добиться очень мелких капелек одинакового размера. Размер капель зависит как от давления распыления, так и от степени помола пигмента. Поэтому равномерное распределение по отпечатку более мелких капель, чем остальные, можно считать нормальным. Также нормально, когда от центра отпечатка к верхней и нижней его части размер капель слегка уменьшается.

Помните, что для достижения качественного распыления следует использовать минимально необходимое давление. Слишком большое давление приведет к повышенной степени туманообразования, перерасходу материала и чрезмерно «сухому» шероховатому покрытию.

Резюме

  • При полной окраске кузова, окраске отдельных деталей и прочих значительных поверхностей, правильной настройкой краскопульта считается такая, при которой полностью открыты регуляторы воздушного потока, подачи краски и ширины факела, и при нажатом курке установлено рекомендованное давление на входе в краскопульт. При этом отпечаток факела должен быть максимально равномерным, без каких-либо изъянов и геометрических смещений.
  • При частичной покраске, покраске небольших деталей и труднодоступных мест, ширину факела, подачу материала и входное давление можно варьировать исходя из ситуации. Главным критерием всегда остается правильность формы и равномерность отпечатка факела.
  • Рекомендованное входное давление в зависимости от модели и производителя краскопульта варьируется в пределах: 3-4 атм для конвенциональных распылителей и 1,5-2,5 атм для HVLP и LVLP (RP, Trans Tech). Точные рекомендации смотрите в документации к краскопульту.
  • Если рекомендованное входное давление неизвестно, оно подбирается опытным путем до получения максимально равномерного отпечатка факела (при полностью открытых всех регуляторах на корпусе краскопульта).
  • Сопло краскопульта должно соответствовать вязкости распыляемого материала.

И не забывайте проделывать несложный «ритуал» настройки краскопульта перед началом любых окрасочных работ.